Музыкальная среда 5

Ludwig van Beethoven

Ludwig van Beethoven

План лекции:

  1. Зарождение романтизма
  2. Л. Бетховен
  3. Ф. Шуберт
  4. К. Вебер

Бетховен — кумир, ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Даже выделяют две эры в музыке: добетховенская и послебетховенская. Так же с Бахом. До Баха музыка была невыдающаяся, нестройная; Бах был первым гениальным композитором; но он был ремесленником. Бах зачастую брал чужой материал и пересаживал его на полифоническую почву.

И только Бетховен заявил о себе как о творческом человеке, который должен работать над своим творчеством; а не продавать первое что придет в голову. Ремесленники до него, как только придумают какую-нибудь мелодию, сразу ее записывают добавляя некоторые стандартные обработки и клише. Они могли про себя сказать: «Много сочинено — ничего не написано».

Бетховен же постоянно работал над своими произведениями: сначала делал эскиз, а потом доводил его до совершенства, добавлял новые революционные элементы. Он про себя говорил: «Много написано — ничего не сочинено». Его музыка было очень смелой; современники иногда про нее говорили «Бред глухого сумасшедшего»; но «разве вы сможете оценить незаурядное со своей заурядностью».

Бетховен боролся за свое право в музыке и обществе. «Я могу — вы нет». «Это запрещенный элемент? Я его разрешаю!»

Не менее чем игрой, Бетховен поражал и своим внешним обликом. Небрежно одетый, с гривой чёрных волос, с резкими, угловатыми движениями, он сразу выделялся среди изящных дам и кавалеров. И выделялся еще и своим поведением: грубым, резким, требовательным; едва заметив малейшее неуважение к себе, заявлял об этом прямо, не выбирая выражений: «Таким свиньям я играть не буду!»

Князу Лихновскому, который обошелся с ним не слишком вежливо, Бетховин заявил: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!»

Однажды Бетховен и Гёте, гуляя, встретили императрицу в окружении свиты и придворных. Гёте, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе. И он мог себе это позволить, он — гений.

С образом Бетховена связано так же много романтичного: его произведения ‹Лунная соната›, ‹К Элизе›, его стремление к высшему свету, желание обрести любовь, женится. Кстати, название ‹К Элизе› — это опечатка, на самом деле к Терезе (Брунсвик). А ‹Лунная соната› — это соната № 14; в оригинале называется ‹Sonata quasi una Fantasia›; (в духе фантазии). А поэт Рельштаб назвал ее “Лунной”, и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к бурному финалу, оно закрепилось навсегда за всем произведением.

И во то же время образ романтичности немного срывается, когда узнаем, что Бетховен заработал глухоту от сифилиса, который подцепил в публичных домах Вены. Бетховен начинает терять слух в 26 лет; и бóльшую часть своих произведений он напишет глухим. Глухота отделяет Бетховена от мира, лишает звукового восприятия, радости дружеского общения; он становится угрюм, замкнут.

Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!»

У Бетховена 32 прекрасных сонаты для фортепьяно. Потрясающей красоты и сложности. Говорят что есть два типа музыкантов: одни могут хорошо играть первую часть 32 сонаты, другие — вторую; но нет таких которые исключительно могут сыграть обе части.

Струнные квартеты Бетховен считаются вершиной жанра. Мне очень нравятся его концерты для фортепьяно с оркестром. У него есть и единственная опера ‹Фиделио› («Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»)

Слова Бетховена: «Музыка должна высекать из души огонь, а не ласкать ваши уши». И именно такую музыку пишет он.

1, 2 симфонии — завершение, триумф классицизма.

3 симфония — героическая, задумывалась как посвященная Наполеону.

5 симфония — «Так судьба стучится в дверь».

7 симфония — апофеоз танца.

9 симфония — ‹К радости!›

Кстати, именно с Девятой симфонии началось мое знакомство с классикой (правда услышал я ее в фильме ‹Заводной Апельсин›). Еще легенда гласит, что разработчики компакт-диска рассчитывали его объем так, чтобы на нем полностью поместилась Девятая симфония Бетховена (самое популярное музыкальное произведение в Японии в 1979 году согласно специально проведенному опросу), длящаяся около 74 минут.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Реклама
Опубликовано в Music. Метки: , . Leave a Comment »

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: