Музыкальная среда 6

Chopin, Fréderic François

Chopin, Fréderic François


План лекции

  1. Романтизм
  2. Н. Паганини
  3. Ф. Мендельсон
  4. Ф. Лист
  5. Р. Шуман
  6. Ф. Шопен
  7. Г. Берлиоз

После возрождения наступает рефлексия. Так появился романтизм.

Романтизм — это период когда творческий человек отрывается от мира и погружается в себя, в свои чувства, мысли, переживания. Музыка становится более рельефной, индивидуальной; получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Это также время, когда музыка стала оцениваться исполнительским мастерством. Музыка превратилась в шоу.

Настало время виртуозов. И сама музыка от этого к сожалению проиграла. Пропала глубина, важность каждого звука; композиторы прячут в ‘‘блестящей мишуре’’ свои ошибки. На первый план вышла именно сложность композиции, виртуозность исполнителя. Чтобы играть произведения некоторых композиторов нужно тренироваться с самого детства.

Первым ‘‘романтизмиком’’ был Никколо Паганини. Супер виртуоз. Признанный гений мирового музыкального искусства. Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе, который имел огромный успех. Мальчиком он написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что кроме него самого никто не мог их исполнить.

Паганини мог на одной струне (четвертой) играть целые пьесы — это приводило в удивление публику. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приемах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Имя Паганини было окружено какой-то таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, потому что автор боялся, что путем печати многие из его виртуозных тайн могли бы быть обнаружены. Таинственность Паганини возбуждала такое суеверие, что епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе, и только вмешательство папы уничтожило это решение.

Слушать: Концерты для скрипки, Каприз № 24.

Появились и подражатели Паганини для фортепьяно — это Роберт Шуман и Ференц Лист. Существуют ‹Этюды по Паганини› Листа и Шумана. Шуман так хотел научится виртуозно играть на пианино, что придумывал всевозможные приспособления, механизмы, привязывал себе руки, пальцы; в итоге он себе так повредил суставы, что не смог больше играть.

У Шумана был замечательный романтический взлет. Он начал с замечательный фортепьянных произведений; написал 20 шедевров, один за другим; а потом сник. К концу жизни он подорвал свое психическое здоровье и кончил в больнице (сумасшедшем доме).

И все таки работы Шумана — это олицетворение романтизма. Ни у кого больше нет такого диапазона образов, плотной, густой музыки, гаммы аккордов. Кантилена (широкая, свободно льющаяся мелодия) всегда присутствует в его музыке.

Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме.

Слушать: Симфонические этюды.

Лист прекрасно играл на фортепьяно, написал много красивой музыки. Его музыка богата бесконечными супер-пассажами, которые по сути пустые; они ничего не говорят. Эта очень легкая музыка, но сложная в исполнении.

Во всем, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Например, его Венгерские рапсодии. Фантастическая сложность.

Слушать: Большая соната Си-минор, Трансцендентные этюды.

Фредерик Шопен — любимчик всех времен, гений вкуса. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы: мазурку, полонез, но наиболее интимным, ‘‘автобиографическим’’ жанром в творчестве Шопена являются его вальсы.

Он единственный композитор чью всю музыку играют; а пианисты играют ее обязательно. Россыпи мелодий.

Это удивительно ровный композитор: все произведения одинаковой сложности; все маленькие бриллиантики. И некоторые критикуют его за это; что нет разнообразной музыки, все одинаковое, все про любовь. Женская музыка. Печаль Шопена.

Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста. Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина Польша не давала такого музыкального гения.

Слушать: вальсы, 24 прелюдии — там все богаство Шопена.

Advertisements
Опубликовано в Music. Метки: , . Leave a Comment »

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: