Музыкальная среда 7

Wilhelm Richard Wagner

Wilhelm Richard Wagner


План лекции:

  1. Реформа оперы: Р. Вагнер.
  2. Горы и предгорья
  3. И. Брамс, А. Брукнер.
  4. Э. Григ.


Опера. Драматическое исполнение с музыкой соединил Глюк. Опера тогда состояла из отдельных элементов — ‘‘номеров’’; каждый номер был законченным. Для связи номеров встречались вставки речитатива.

Человек, догадавшийся, что в театре можно потушить свет, изобретатель оркестровой ямы, революционер и друг королей, герой всевозможных скандалов; он основал уникальный театр и утверждал что публика должна ходить в театр не ради приятного общения, а для того чтобы смотреть его драмы. Все это Рихард Вагнер.

Вагнер сломал принцип номеров; он создал полную музыкальную драму, обычное действие положил на музыку. Тексты его опер полупрозаические, получалось повествование на распев; кстати, отсюда некоторая немелодичность пения. Пели не отвлеченные реплики, а действительные элементы диалога, важные сюжетные моменты. Поэтому оперы, чтобы понимать, нужно слушать на родном языке. Перевести оперы на другой язык практически невозможно; переводили либретто (литературную основу большого вокального сочинения). Кстати, Вагнер сам автор своих либретто.

Он также ввел понятие лейтмотив — это характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы.

‹Тристан и Изольда› — самая красивая музыка на мотив любви. Нет оперы ‹Ромео и Джульетта›, потому что есть ‹Тристан и Изольда›.

С другой стороны, мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века. Вагнер — любимый композитор Гитлера. Гитлер говорил, что «невозможно понять национал-социализм не понимая Вагнера». И действительно, после прослушивания оперы ‹Риенцы› создается впечатление что слушал нацистский марш.

Самое знаменитое произведение Вагнера это ‹Кольцо Нибелунгов›. Это цикл из четырех эпических опер, основанных на реконструкциях германской мифологии, на исландских сагах и средневековой поэме ‹Песнь о Нибелунгах›:

  1. Золото Рейна (Das Rheingold),
  2. Валькирия (Die Walküre),
  3. Зигфрид (Siegfried),
  4. Гибель богов (Götterdämmerung).

Общее время исполнения всех четырех опер занимает более 15 часов, самая короткая опера ‹Золото Рейна› длится два с половиной часа, самая долгая — ‹Гибель богов› — более пяти.

И это все очень усложняет прослушивание оперы. Невозможно высидеть-выслушать 3 часа непонятного пения и музыки особенно неподготовленному слушателю. А смотреть оперу стало смешно и стыдно. Представьте как толстые оперные певцы вынуждены играть мальчиков-романтиков. Так же по сюжету у Вагнера для постановки должны использоваться сложные технические приемы. Например, представьте: Рейн, дно, в воде плавают русалки. И как это сделать в XIX веке? Идеальную оперу сделать очень сложно.

В Байрейте состоялась укладка фундаментного камня для ‹Дома фестивалей›, где и состоялась премьера тетралогии ‹Кольцо нибелунгов› 13-17 августа 1876 года. Этот театр был создан для Вагнера и с тех пор там играют только оперы Вагнера. Если хотите увидеть настоящее качественное исполнение оперы, нужно ехать туда; только приготовьтесь высидеть несколько часов действия и музыки :)

Вагнер — это взгляд на много столетий вперед; и расхлебывать его реформы приходится последующим поколениям. Его последователи развили отрицательные стороны жанры; не смогли сохранить красоту. Опера стала больше подчинятся драме, перестала быть музыкой,
исчезла мелодика в пении. Современную оперу невозможно слушать. С позиции неподготовленного слушателя это набор звуков невоспринимаемый. И противники оперы поворачиваются к другому жанру не столь высокому — мьюзикл.

Слушать: ‹Тангейзер› (Tannhäuser)

Знакомясь с классической музыкой мы говорим о вершинах гор — о великих композиторах. К сожалению умалкиваем о других композиторах, не столь гениальных — о предгорьях; но без них не было бы и гор. Они подготавливали почву для гениальных открытий, формировали стиль и направления в котором работали вершины.

Например, стиль чешского композитора и пианиста Яна Дусика очень похож на стиль Бетховена; но жил Дусик раньше Бетховена. Создатель жанра ноктюрн — ирландский композитор Джон Филд; этот жанр потом развил Шопен. А учитель Фида — Муцио Клементи — сочинял музыку, похожую на музыку Моцарта до него.

Признаны 4 великие музыкальные державы: Германия (Австрия, Священная Римская Империя), Италия, Франция, Россия. Но существуют композиторы и из других стран, например, Чехия. Есть мнение, что без Чешской музыки не было бы Европейской. Кстати, Моцарта впервые признали в Праге; и Прага считает Моцарта своим композитором; его там любят и часто исполняют.

Бе́држих (Фридрих) Сме́тана — один из крупнейших музыкантов Чехии, считающийся основоположником национальной композиторской школы. Он был первым композитором, использовавшим в своих сочинениях чешские народные сюжеты и мотивы. Творчество Сметаны оказало огромное влияние на чешских композиторов последующих поколений — Антонина Дворжака, Зденека Фибиха и других.

А Дво́ржак — самый знаменитый чешский композитор. Но не дай бог познакомится не с теми его произведениями. Хотя его самые популярные работы это славянские танцы; это не самое лучшее его произведение.

Антон Брукнер — австрийских композитор. Он как и Вагнер не писал коротких произведений. Он был богобоязненным, религиозным, уважаемым человеком, но не признанным как композитор. Его признали только в конце жизни. Он молился о ниспослании ему дара и только в 40 лет этот дар к нему пришел. Он создал 9 симфоний, пронизанных духом величавости, мелодичности. Брукнер — это Шуберт в симфониях, почитаемый у искушенных.

Иоганнес Брамс — один из наиболее крупных немецких композиторов, друг Шумана, представитель третьего поколения романтиков. Он писал серьезную музыку; но про него говорили что он «дразнит, но ничего не дает». Вагнер не признавал музыку без слова; для Брамса существовала только чистая музыка.

Эдвард Григ — норвежский композитор. Он в своей музыке передавал народный дух северных народов: суровость, холод. Про его лиричную музыку говорят, что «Григ писал музыку для горничных». Однако фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века.

Слушать: Григ — Концерт для фортепьяно с оркестром.

Реклама
Опубликовано в Music. Метки: , . Leave a Comment »

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: