Музыкальная среда 8

Richard Strauss

Richard Strauss


План лекции:

  • Г. Маллер, Р. Штраус.
  • Импрессионизм: К. Дебюсси, М. Равель

«Если Штраус то Иоганн,
Если Рихард то Штраус», — так отличают известное семейство немецких композиторов Штраусов, от однофамильца — знаменитого композитора Германии эпохи позднего Романтизма — Рихарда Штрауса. Он прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

Благодаря увлечению симфоническими поэмами появилась первая из них, показавшая зрелое мастерство, симфоническая поэма ‘Дон Жуан’. Во время премьеры в 1889 году, половина публики аплодировала в то время как другая половина осталась недовольна. Штраус знал, что он обрел свой собственный музыкальный голос, заявив:

« Теперь я утешаю себя сознанием того, что я нахожусь на сознательно выбранной дороге, всецело осознавая, что не существует художника, которого тысячи его современников не считали бы умалишенным. »

Штраус написал ряд симфонических поэм, в том числе ‘Так говорил Заратустра’ (Also sprach Zarathustra, 1896), начальные звуки которой сегодня широко известны благодаря фильму Стенли Кубрика ‘2001: Космическая одиссея’ и передаче ‘Что? Где? Когда?’.

В конце XIX века Штраус обращается к опере. Он создает ‘Саломею’ (по пьесе Оскара Уайльда), которая была встречена столь же пылко и неоднозначно, как в свое время ‘Дон Жуан’. На премьере в ‘Метрополитен Опера’ в Нью-Йорке протесты публики были столь громкими, что опера была снята после первого же представления. Без сомнения, эти протесты в значительной степени определялись выбором темы, но отчасти негативный прием был связан с использованием Штраусом диссонансов, которые редко можно было услышать в опере того времени. В других оперных театрах эта опера пользовалась успехом, что позволило Рихарду Штраусу построить свой дом в Гармиш-Партенкирхене исключительно за счет доходов от представлений этой оперы.

Сюжет этой оперы сейчас назвали бы некрофилией: Соломеи (падчерице Ирода) понравился пророк Иоанн, она захотела его поцеловать; а он не захотел. Тогда она попросила отрубить ему голову и поцеловала отрубленную голову.

Ну а музыка, конечно, замечательная. Отличительная особенность его опер — это огромные оркестры.

Р. Штраусс был официальным композитором фашистской Германии. Поэтому в СССР был непопулярен и нераспространяем. Хотя сам Рихард считал себя аполитичным, в ноябре 1933 года без каких-либо консультаций со Штраусом Геббельс назначил его на пост президента Имперской музыкальной палаты (Reichsmusikkammer); и Штраус решил сохранить за собой этот пост.

В 1948 году Штраус написал своё последнее сочинение, ‘Четыре последние песни для сопрано и оркестра’. Хотя песни Штраус писал в течение всей своей жизни, эти являются наиболее известными. В сравнении с сочинениями более молодых композиторов гармонический и мелодический язык Штрауса выглядел к тому моменту несколько устаревшим. Тем не менее, эти песни неизменно пользуются популярностью у слушателей и исполнителей. Сам Штраус заявил: «Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я — первоклассный второсортный композитор!»

Густав Малер — один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Начал карьеру как дирижер и достиг выдающихся успехов, и поэтому к нему очень долго сохранялось отношение именно как к дирижеру — его произведения поначалу были плохо признаны.

Малер был замечательным симфонистом, автором девяти симфоний (десятая осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Малер — пик оркестрового мышления. Насыщенные произведения, очень красочно, колорит всех инструментов. Восьмая симфония неофициально называлась ‘‘Симфония 1000 голосов’’ — настолько масштабным было произведение.

И из-за этого, если убрать оркестр, переложить его произведения на фортепьяно — исчезнет блеск, останется простая невыдающаяся мелодия.

Также широко известны его эпическая ‘Песнь о Земле’, симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские ‘Песни странствующего подмастерья’ и ‘Песни об умерших детях’, а также цикл песен на основе народных мотивов ‘Волшебный рог мальчика’.

Уже в конце XX композиторы столкнулись с проблемой что нет смысла сочинять в духе венской классики или романтизма — все что можно было сказать уже сказано; нужно искать новые направления и стили.

Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.

Импрессионизм в живописи подразумевает рисовать увиденное, а не изображаемое. Например, вы смотрите на дерево — вы же видете не отдельные листья; значит не нужно прорисовывать каждый листочек как на фотографии; ведь вы видите пятно — значит и изобразить можно пятно — и это будет реалистично. Импрессионизм — это изображение образов, а не предметов.

А композиторы осознали что не могут нарисовать определенные образы следуя правилам классической музыки: стандартных аккордов и мелодии не достаточно. Появилась музыка в которой нет мелодии (кантилены) — есть образы, некоторые из них вообще построены на диссонансах.

О истории появления этого музыкального течения сказал сам основатель Эрик Сати:

« Когда я встретил Дебюсси, он был полон Мусоргским и настойчиво искал пути, которые не так-то и просто найти. В этом отношении я его давно переплюнул. Я писал в это время ‘Сына звёзд’ на либретто Пеладана и объяснял Дебюсси необходимость для француза освободиться от влияния вагнеровских принципов, которые не отвечают нашим естественным стремлениям. Я сказал также, что хотя я ни в коей мере не являюсь антивагнеристом, но всё же считаю, что мы должны иметь свою собственную музыку и по возможности, без ‘‘кислой немецкой капусты’’. Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы видим у Клода Моне, Сезанна, Тулуз-Лотрека и прочих? Почему не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность? »

Достаточно только перечислить названия наиболее ярких произведений Дебюсси или Равеля, чтобы получить полное представление о воздействии на их творчество как зрительных образов, так и пейзажей художников-импрессионистов. Так, Дебюсси за первые десять лет пишет ‘Облака’, ‘Эстампы’ (наиболее образный из которых, акварельная звуковая зарисовка ‘Сады под дождём’), ‘Образы’ (первый из которых, один из шедевров фортепианного импрессионизма, ‘Отблески на воде’, вызывает прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне ‘Импрессия: восход солнца’)

По известному выражению Малларме, композиторы-импрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем воздухе. Симфоническая сюита ‘Море от рассвета до полудня’ достойным образом подытоживает пейзажные зарисовки Дебюсси.

Инструментовка импрессионистов характеризуется уменьшением размеров классического оркестра, прозрачностью и тембровым контрастом, разделением групп инструментов, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров как солирующих инструментов, так и целых однородных групп.

В камерной музыке любимое тембровое сочетание Сати и Дебюсси, почти символическое для импрессионизма — это арфа и флейта. Эта музыка очень чувствительна к качеству инструмента и помещения — особенный гул и звонкость создают задуманный эффект.

В импрессионизме нет экспрессии, нервозности, гротеска, драмы, психоза — там все хорошо, красиво,.. радость жизни.

Advertisements
Опубликовано в Music. Метки: , . Leave a Comment »

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: